Франшизы автозапчастей

Российский автомобильный рынок с момента его полной либерализации в 90 годах представляет собой одну из немногих рыночных ниш, где можно было заработать. Это и купля-продажа новых и поддержанных машин, на сервисном обслуживании и на реализации запчастей для всех типов транспорта, в том числе и с использованием франшизы магазина автозапчастей. Этот вариант бизнеса более всего подходит для тех, кто еще только начинает осваивать рынок, не имеет достаточного предпринимательского опыта и приличного начального капитала.

Подробнее…

Популярные франшизы

Бизнес на автозапчастях в России по франшизе — почему это выгодно

Почему именно бизнес на запчастях, да еще и с использованием франчайзинговых схем наиболее выгодно сейчас в России.

Тому есть несколько объективных причин.

  1. Во-первых, падение автомобильного рынка России, начавшееся с 2012- 2013 гг. постепенно близится к своему завершению и уже имеются первые признаки того, что нисходящий тренд закончился и начался рост продаж по всему спектру автомобильного рынка, включая и запчасти.
  2. Во-вторых, четко прослеживается тенденция роста общего срока эксплуатации автомобилей с 4.5 до 6-7 лет и более. Это говорит о том, что владельцы подержанных авто уже не так спешат расстаться со своим помощником и будут всячески поддерживать покупку для него запчастей.
  3. В-третьих, общий тренд на российском рынке автомобилей все более склоняется к приобретению менее статусных и дорогих авто, к более массовым моделям, требующих расходов на обслуживание. Все это также стимулирует автовладельцев к тому, чтобы использовать запчасти с тем, чтобы как можно дольше продлить срок эксплуатации.

avto2.png

avto3.png

Таким образом, можно сделать следующий вывод — рынок запчастей России в ближайшие несколько лет будет по темпам роста обгонять рынок продажи новых и даже поддержанных авто. Причем это связано не только с общей нестабильной экономической ситуацией в стране, падением уровня доходов (только в 2018 году средний доход россиянина снизился на 11% по данным официальной статистики Росстата), но и переключением внимания автовладельцев на недорогие  модели. Все эти факторы в конечном итоге будут определять и повышенный спрос на запчасти к автомобилям разных марок и типов.

Естественно, что на таком довольно устойчивом к различным кризисным экономическим явлениям рынке, можно зарабатывать даже человеку далекому от автомобильной тематики и с относительно небольшим капиталом. Но здесь следует понимать одну простую вещь — такой рынок привлекает все больше и больше игроков и новичку придется конкурировать и с торговыми сетями, и с известными брендами, и с интернет-магазинами.

Т.е. нужна такая схема бизнеса, которая помогла бы войти на рынок автозапчастей новичку с небольшим капиталом, имеющего мало практического опыта ведения предпринимательства. Одним из таких вариантов является использование франшизы.

avto4.jpg

Говоря простым языком, франчайзинг — это метод ведения бизнеса под маркой или брендом известной на рынке компании, оплачивая за эту помощь фиксированное вознаграждение в виде паушального сбора или роялти (плата за торговую марку и есть франшиза). Что это дает для предпринимателя:

  • можно, имея минимальный капитал, получить сразу же доступ к системе поставок и логистике компании франчайзера (т.е. того, кто дает право работать под своей маркой). Уже не нужно тратить ни сил, ни времени на поиск поставщиков, отрабатывать цепь поставок, ездить и искать контрагентов, заключать с ними контракты.
  • предприниматель получает сразу же мощную маркетинговую поддержку, так как работа под уже известным брендом избавляет от необходимости завоевывать годами лояльность покупателя, тратить деньги на рекламу. Все это уже есть — и автотовары качественные, и преданные клиенты.
  • можно получать от старшего партнера по бизнесу определенные знания и технологии ведения бизнеса, включая обучение и подготовку персонала, подключение к общей информационной сети компании, к ее платежным системам. Это сэкономит массу денег, особенно если предприниматель станет самостоятельно внедрять системы электронного учета, складских программ типа 1С и т.п.
  • также при определенных ситуациях франчайзи может получить от своего партнера не только техническую или даже финансовую помощь, но и юридическую поддержку при организации и ведении бизнеса на конкретной территории.

Как видно, плюсы использования франшизы намного перевесят те риски, с которыми может столкнуться начинающий бизнесмен при самостоятельном выходе даже на такой относительно несложный рынок, как автомобильные запчасти.

Какие существуют виды франшизы и какие из них оптимальны для рынка автозапчастей

В деловой практике используется несколько стандартов франчайзинговых договоров. Но, как правило, франчайзеры, работающие на рынке не один год, используют несколько таких форм одновременно. Приведем самые  распространенные форматы франшиз.

  1. Классическая франшиза. Еще ее называют полной. По этой схеме предприниматель получает от партнера все — и технологию, и необходимое оборудование, логистическую цепочку, по которой поставляются автотовары, методы управления финансовыми потоками, управления и подготовки персонала. Т.е. фактически предприниматель, как бы становится руководителем дочерней компании франчайзера. Плюсы такой схемы в том, что получается готовая и отработанная годами бизнес — стратегия и предпринимателю только остается начать работать и поддерживать весь процесс в соответствии с заданными нормами и параметрами франчайзера. В чем состоит неудобство — это фактически полный контроль деятельности такой франчайзинг – компании, регулярные проверки и аудиты, предоставление отчетности. По такой схеме в России, например, работает компания «Автодок», «Exist» или «Автореальность».
  2. avto5.jpg
  3. Свободная франшиза. Предприниматель — франчайзи сам определяет политику ведения дела на рынке, франчайзер контролирует только стандарты ведения бизнеса, критически важные для его репутации и престижа торговой марки. Более всего к этому формату подходит «Автомаг» — франшиза розничной сети магазинов для автомобилистов или франшиза «Пятая передача».
  4. avto6.jpg
  5. Серебряная франшиза. Это можно сказать аналог сделки сдачи бизнеса «под ключ». Франчайзер полностью «ставит» бизнес на определенной территории, запускает весь процесс. Обязанность франчайзи в этом случае состоит в поддержании работы бизнеса и соблюдения норм и стандартов. Т.е. как бы предприниматель становится наемным менеджером у компании франчайзера. В чем плюс такой формы франшизы — предприниматель быстро знакомится с рынком, узнает все технологии, процессы и уже потом может попытаться на базе этих знаний и опыта построить свое собственное дело. Это одна из самых дорогих франшиз, так как предусматривает оплату, как паушального сбора, так и выплат по роялти. В частности можно обратить внимание на такого франчайзера как «Эра-Авто», где для  старта требуется всего 200 тыс. руб.
  6. avto7.jpg
  7. Мастер франшиза или «золотая». По этой франшизе предприниматель получает от франчайзера исключительное право работать под торговой маркой в конкретном регионе, городе страны. Т.е. это полное монопольное право дистрибьюции группы товаров. Эта франшиза более всего подходит для тех предпринимателей, которые уже имеют некоторый опыт, обладают определенной сетью своих торговых точек в городе или же тем, кто решил перепрофилировать свой сетевой бизнес на другой тип рынка, например, уйти из аптечной сети в сеть продаж автозапчастей. Например, можно попробовать начать работу с «A-Detal» — это франшиза интернет — магазина запчастей для иномарок.

Кроме представленных наиболее часто встречающихся типов франшиз, на российском рынке автозапчастей, также используют и такие форматы, как аренда франшизы интернет-магазина автозапчастей, корпоративная франшиза и т.п.

Структура бизнес-плана для работы по франшизе


Для того чтобы стать партнером крупной торговой сети автозапчастями, одного желания и даже денег будет мало. Для этого нужно, как минимум, иметь определенный бизнес-план создания подобного проекта, который включает в себя следующие обязательные пункты:

  1. Определяется потенциальный рынок автозапчастей в городе, районе, с учетом всех рисков и конкуренции. Также исследуется — какие запчасти более всего востребованы, с какой периодичностью. Это критически важно для того, чтобы правильно выбрать себе партнера по франшизе. Так, например, для поставки деталей на иномарки требуется одна система логистики и это определенная группа клиентов, а для работы с грузовыми автомобилями – используется другая цепь поставок, набор поставщиков, схема дистрибьюции.
  2. Открытие юридического лица. Можно для начала ограничиться и открытием ИП, но не следует забывать и о такой стороне вопроса, как НДС. При формате бизнеса ИП придется этот налог списывать на свои затраты, если же иметь формат компании ООО, то можно перекладывать НДС (перевыставлять счета фактуры) на дальнейшую цепь клиентов, покупателей юридических лиц. Общая стоимость чтобы открыть магазин, составит максимум 15-20 тыс. рублей.
  3. Помещение. Для среднего формата магазина автозапчастей потребуется помещение порядка 100 кв. м. Стоимость аренды, покупки, ремонта определяется во многом местными условиями. Но многие франчайзеры ставят одним из основных условий наличие уже готового, отремонтированного помещения под магазин, с полным юридическим оформлением. Т.е. как минимум нужно предусмотреть еще 2—3 млн. руб. в бюджете.
  4. Персонал. От того, как будет работать персонал, во многом зависит не только лояльность клиентов, но и оборот товара, и соответственно прибыль. Сотрудники должны быть компетентными и уметь пользоваться всеми современными программами учета и логистики, используемые франчайзером у себя в бизнесе. Расходы на персонал в месяц составят не менее 150 —200 тыс. руб.
  5. Оборудование для магазина. Стеллажи, офисная мебель, а также компьютерная и прочая техника необходимы. Это все можно купить у того же франчайзера по минимальной цене. Это лучше, чем покупать оборудование самостоятельно. Расходы на такое оборудование составит не менее 200-300 тысяч.

Таким образом, для того чтобы открыть магазин по продаже запчастей  по франшизе, необходимо в среднем 3 млн. руб. При этом с учетом стоимости самой франшизы минимальная сумма первоначальных инвестиций может достигать и 3-4 млн. руб.

Но опять же — все зависит от конкретных условий рынка и типа договорных отношений между предпринимателем и франчайзером. Скажем, для небольшого интернет-магазина по продаже автомобильных аксессуаров такие вложения составят максимум 15 тыс. руб. ежемесячной оплаты роялти или паушальной оплаты.

Однако, несмотря на то, что для входа на рынок даже по франшизе требуются все-таки существенные деньги, надо учитывать тот факт, что и окупаемость таких инвестиций происходит намного быстрее, чем при самостоятельном открытии и ведении дела. Средний срок окупаемости, франшизы автозапчастей обычно составляет не более 4-6 месяцев, так как предприниматель использует уже готовые наработанные бизнес-схемы, клиентскую базу своего старшего партнера-франчайзера.

Похожие направления